5 марта 2008 г.

Родстер "Студебекер" — самый большой автомобиль в мире

"Самый крупный в мире производитель транспортных средств!" — так звучал слоган американской компании братьев Клемента и Генри Студебекер (Studebaker) в 1872 году. Тогда они и впрямь были самыми большими, хотя делали фургоны, да повозки. Когда же наследники Студебекеров занялись автомобилями, одна из их машин также стала самой большой в мире.

Если речь заходит об автомобилях-гигантах, обычно в первую очередь в голову приходят какие-нибудь самосвалы для работы в карьерах.

Но никак не ретромобиль с открытым верхом образца 1931 года.

Однако легковой машины большей, чем тот стародавний "Студебекер" не было, нет и, скорее всего, никогда не будет.

Во имя торжества справедливости расскажем, как было дело, по порядку.

Впервые родстер "Президент 8" (Studebaker President Eight) был представлен публике на нью-йоркском автошоу в январе 1928 года.

1931 год. Девушка восседает на капоте родстера "Студебекер" — самого большого автомобиля в мире (фото studerex.com).


Машина по тем временам поражала воображение как своим роскошным внешним видом, так и внутренностями.

Хотя вместимость — один пассажир с водителем — оставляла желать лучшего, "Президент" сразу стал пользоваться успехом.

И надо сказать, что дела у Studebaker Brothers Manufacturing Company, на тот момент уже ставшей корпорацией, стремительно пошли в гору. А то, что теперь называется "пиаром", новинкам "студебекеростроения" обеспечивали разного рода рекорды.

Так, уже в 1929 году четыре "Президента" совершили небывалый автопробег: расстояние в 30 тысяч миль (48 тысяч 270 км) они преодолели менее, чем за 28 тысяч минут (466,6 часа).

От желающих сфотографироваться на гигантском автомобиле просто не было отбоя (фото studerex.com).


Достижение может показаться странным, но не стоит забывать, какой на дворе стоял год. На фоне всё обостряющейся конкуренции (Ford и Overland наступали на пятки) покупатели высоко оценили рекламный эффект рекорда, проголосовав, как говорится, долларом.

Забегая вперёд, отметим, что до декабря 1932 года включительно было продано около 2,4 тысячи "Президентов" — много. Хотя стоила тогда машина недёшево — $1,750, что по нынешним деньгам — более $60 тысяч.

Групповой снимок сотрудников "Студебекера", сделанный во время празднования годовщины рекордного автопробега (фото studerex.com).

А руководство корпорации приняло решение торжественно отмечать автопробег ежегодно.

Для того, чтобы должным образом отпраздновать вторую годовщину достижения, автопроизводитель заказал постройку точной копии "Президента 8" — в 15 раз больше самого автомобиля.

Конечно же, гигантский родстер повторял рекордсмена исключительно внешним видом — сделать функциональную (чтобы ездила) машину такого размера вряд ли возможно и сейчас.

Тем не менее, созданием самого большой в мире легковушки более 60 рабочих занимались в течение трёх месяцев.

Единственное цветное фото, правда, раскрашенное вручную (фото studerex.com).

Так как ангара нужного размера у "Студебекера" не оказалось, строительство велось под открытым небом в чистом поле испытательного полигона в Саут Бенд (South Bend).

Тогдашний президент корпорации Альберт Эрскин (Albert Erskine) лично контролировал ход работ и, по свидетельствам очевидцев, денег не жалел. К сожалению, информации о том, во сколько обошлось возведение гиганта, история умалчивает.

Материалом для корпуса автомобиля была преимущественно фанера, отдельные детали были сделаны из жести.


Фрагмент немого кино с участием огромного родстера (фото studerex.com).


Дороже всего обошлись колёса, которые были со всей основательностью скопированы и "увеличены".

После того, как летом 1931 года "world's largest automobile" был закончен, и празднества, посвящённые годовщине рекорда, отгремели, встал вопрос, что с "монстром" делать дальше.

Разумеется, все возможные фотографии на память (некоторые чёрно-белые снимки раскрашивали вручную) были сделаны, рекламные открытки выпущены.

Кстати, гигантом заинтересовались и киношники — огромный "Президент 8" сыграл "немногословную" роль в немой комедии.

Однако, в конце концов, самый большой в мире, но никому не нужный автомобиль остался стоять в чистом поле. По идее — до следующей годовщины.

А что, собственно, было делать: везти его куда-то ещё или демонтировать?

Так погиб самый большой в мире автомобиль (фото studerex.com).

И то, и другое стоило денег, а родстер-великан уже своё как бы отслужил.

Проблема решилась сама собой — во время грозы в машину ударила молния, и "Президент" довольно быстро сгорел дотла.

Гибель авто словно стала сигналом к началу Великой депрессии. Позже не стало корпорации "Студебекер", а её ретромобили перекочевали в частные коллекции.

Но сегодня при желании можно найти практически любую модель "Президента". Кроме самой большой в мире.

Комментариев нет: